Какие свечи зажигания лучше.
Для правильного и полного сгорания топлива в двигателе автомобиля необходим конструктивно подходящий источник воспламенения. В бензиновых двигателях такой источник – искровая свеча зажигания, которая поджигает смесь с помощью разряда. Правильность выбора свечи зажигания напрямую влияет на ощущения водителя от езды и состояние силового агрегата автомобиля, его работоспособность и долговечность.
Типы свечей зажигания.
Прошло уже 113 лет с момента изобретения и начала использования свечей зажигания, но их постоянно совершенствуют. Применение свечам зажигания нашлось во всех видах двигателей внутреннего сгорания. Для каждого ДВС своя свеча:
искровая – для бензиновых;
дуговая – для турбореактивных;
свеча накаливания – для корабельных и авиадвигателей, также применяется в некоторых карбюраторных автомобильных двигателях, дизелях и других агрегатах;
свеча поверхностного разряда – для газотурбинных двигателей.
Для автомобилистов, у которых машина с бензиновым двигателем, интересны искровые свечи, потому что именно благодаря искре горючее в цилиндре воспламеняется. Так выглядит схема стандартной искровой свечи.
Искровые свечи тоже разделяют на виды. По типу и количеству электродов различают:
свечи с одним электродом;
многоэлектродные свечи;
факельные и плазменно-форкамерные.
Все остальные классификации искровых свечей зажигания основываются уже на их характеристиках. Об этом поподробнее.
Характеристики свечей зажигания
1. Калильное число.
Отражает способность свечи обеспечивать своевременное воспламенение и полное сгорание смеси в цилиндре. Если свеча не нагревается до нужной температуры, то происходит неполное сгорание и образуется нагар на свече, что снижает её срок службы. Если свеча, наоборот, слишком сильно нагревается, то присутствует вероятность калильного зажигания смеси в любой момент (не от электрического разряда, а от высокой температуры самой свечи). «Любым моментом» может быть время открывания клапанов, это ведёт к их прогоранию, изменению геометрических форм и в итоге к замене клапанной группы.
По величине калильного числа свечи различают:
горячие (значение калильного числа 11-14, подходят для двигателей с малым форсажем);
холодные (значение калильного числа выше 20, подходят для мощных, высокофорсированных двигателей);
средние (значение калильного числа 17-19);
унифицированные (значение калильного числа 11-20, отличаются полуоткрытым строением, которое не даёт свечи засоряться).
2. Искровой зазор.
Это зазор между электродами свечи, где образуется искра. Производители выставляют собственные размеры зазоров в зависимости от технологии изготовления и применяемых материалов. Зазор изменять нельзя.
3. Размеры.
Важно знать, какого размера свечное отверстие в двигателе, от этого зависят и габариты подбираемой свечи. Типовые размеры (в мм):
метрическая резьба на корпусе – М10х1,0; М12х1,25; М14х1,25; М18х1,5;
длина резьбовой части – 9,5; 12,7; 19,0; 26,5;
размер головки под шестигранник – 16,0; 19,0; 20,8.
4. Материал изготовления.
Главный материал изготовления бокового электрода – легированная сталь. Сталь легируется никелем или марганцем. На конце наплавляют наконечники из платины или других дорогих металлов. Это повышает срок службы свечи.
Главный материал изготовления центрального электрода – никель или сплав никеля и меди. Наконечник центрального электрода делается из сплавов с добавлением редкоземельных металлов (платина, вольфрам, иридий). Это влияет на способности свечи противостоять нагару и другим загрязнениям, увеличивает срок службы.
Какие свечи зажигания выбрать
Выбирать свечи для своей машины надо в точном соответствии с техническими рекомендациями автопроизводителя. Все технические параметры указываются в инструкции по эксплуатации или в паспорте транспортного средства. Для удобства выбора у каждой свечи своя маркировка. Для неудобства у каждого производителя своя собственная маркировка.
Рассмотрим для примера обозначение свечи зажигания российского производителя с маркировкой АУ17ДВРМ.
А – резьба на корпусе М14х1,25 мм;
У – размер головки под шестигранник 16 мм;
17 – калильное число;
Д – длина резьбовой части 19 мм;
В – тепловой конус изолятора выступает;
Р – встроен резонатор для уменьшения радиопомех от системы зажигания;
М – электрод из меди.
Выбирайте свечи от проверенных производителей и в сертифицированных торговых точках. NGK, Denso, Bosh, Brisk – компании, которые давно показали профессионализм своих инженеров и доказали делом качество своей продукции.
Когда менять свечи зажигания
Признаки, по которым автолюбители понимают, что пришло время свечи менять:
ощутимое увеличение расхода топлива (было 10,5 литров на 100 км, стало 14);
замедленный набор оборотов;
снижается мощность;
двигатель «троит» — подёргивается и работает «волнами»;
из-за «подтраивания» силового агрегата в салон передаются лишние ощутимые вибрации;
возникают затруднения при запуске двигателя.
Вариант свечей для популярных авто
Если Вы определили, что свечи зажигания пора менять, то впереди у Вас поиски оптимального варианта для замены.
Владельцы популярных бюджетных автомобилей (вроде Hyundai Solaris, Renault Logan или ВАЗ) не хотят, а порой не могут покупать навороченные дорогие свечи. В первую очередь это относится к тем водителями, чьи машины состоят на гарантийном обслуживании. Вас всё равно обязывают проходить каждое гарантийное ТО и менять свечи по регламенту (в среднем раз в 15 тысяч км), так зачем же приобретать дорогущие детали с платиновым напылением? Да, срок службы увеличивается в разы, но 15 тысяч км проходит и никелевая свеча. Плюс ко всему, наверняка дилеры обяжут ставить оригинальные свечи, которые рекомендованы автопроизводителем.
Если всё же стоит выбор между оригинальными запчастями и аналогами, то у каждой компании, производящей свечи зажигания, ассортимент товара огромен, и там представлены детали, рассчитанные на любые бюджеты. К примеру, выбирая свечи зажигания для Renault Logan, в гарантийный период обратите внимание на NGK BKR6E или BERU Ultra X UXF79, которые стоят в среднем 100-150 рублей за штуку.
В постгарантийный период можно рассмотреть варианты подороже и подолговечнее, но всё упирается в бюджет. Если есть возможность, берите высокотехнологичные свечи с напылением из драгоценных металлов, и Вы надолго забудете об этом вопросе.
Но! Важный момент здесь – техническая исправность силового агрегата, топливной и воздушной системы, качество топлива. Ведь долгий срок службы дорогих свечей производитель гарантирует только в случае, если с двигателем нет проблем. Поэтому нарушение образования смеси, проблемы с поршневой группой, попадание в цилиндр некачественного топлива, даже проблемы с выхлопной системой могут «убить» ваши дорогущие свечи и за 2 тысячи км.
Если присутствуют подобные признаки, но свечи менять пора, то для начала решите все технические проблемы, а пока на время поставьте бюджетные запчасти. Функцию свою они выполнять будут и ресурса их как раз хватит, пока не устранятся поломки.