ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
ИГРА "ЛАДУШКИ"
(хлопаем в ладоши на ударных слогах)
— ЛАдушки, лАдушки, где бЫли?
— У бАбушки.
— ЧтО ели?
— КАшку.
— ЧтО пили?
— ПростоквАшку.
Кашка сладенька,
(ребёнок гладит рукой свой животик)
Бабушка добренька.
(рукой гладит себя рукой по голове)
Попили-поели,
(ребёнок гладит рукой свой животик)
Домой полетели.
(машем руками, как крыльями)
На головку сели,
(прижать обе ладони к голове)
Сели-посидели,
Ладушки запели!
(можно начать текст сначала)
ИГРА "ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК"
Пошёл котик на торжок,
(показываем ушки)
Купил котик пирожок.
(складываем ладошки лодочкой — пирожок)
Пошёл котик на улочку,
(показываем ушки)
Купил котик булочку.
(одну ручку сжимаем в кулачок и накрываем его второй ладошкой)
Самому ли съесть
(гладим животик)
Или заиньке снесть?
(имитируем заячьи ушки: обе руки — у висков, указательный и средний пальцы прямые, а большой держит согнутые безымянный и мизинец)
Я и сам укушу
(гладим животик)
Да и заиньке снесу.
(показываем заячьи ушки)
ИГРА "ЗАЙКА И ЁЖИК"
Зайка — ушки на макушке —
(имитируем заячьи ушки: обе руки — у висков, указательный и средний пальцы прямые, а большой держит согнутые безымянный и мизинец)
Скачет, скачет по опушке.
(руки согнуты в локтях, прижаты к груди, пальчики смотрят вниз — имитируем лапки)
А за ним колючий ёжик
Шёл по травке без дорожек.
(ладони соединены, все пальцы растопырены и переплетены;
шевелим пальчиками, как будто ёжик шевелит иголочками)
ИГРА "ЧИЖИК-ПЫЖИК"
—Чижик-пыжик, где ты был?
(грозим указательным пальчиком)
—Я на речке крылья мыл.
(делаем движения, как будто моем руки)
Ветер дунул — я упал,
(растопыриваем пальцы и опускаем кисти ладошками вниз)
Лапки в луже замарал.
(отряхиваем руки друг от друга, как будто стряхиваем грязь)
ИГРА "ЦЫПЛЯТКИ"
Зёрна курочка клюёт,
(ладони сложены, отклоняем их от себя несколько раз вниз-вверх)
И цыплятки тук как тут.
(обе руки поочерёдно «клюют», пальцы каждой руки собраны вместе)
В воду уточка нырнёт,
(соединяем руки указательными пальцами, ныряем — движение от себя)
А цыплятки не нырнут.
(грозим пальчиком)
ИГРА "ПАЛЬЧИКИ"
Несильно разминаем ребёнку подушечки пальцев (ногтевые фаланги). Большой палец взрослого ставится на ноготь ребёнка, подушечка ребёнка перебирается между большим и указательным пальцами взрослого. Начинаем с мизинчика.
Мы с (имя ребёнка) играем, (5-й пальчик, мизинец)
Пальцы все перебираем: (4-й)
Этот пальчик — всех длинней, (3-й)
Этот пальчик — всех умней, (2-й)
Этот пальчик — всех короче, (1-й, большой пальчик)
Этот стать побольше хочет, (1-й)
Этот знает все игрушки, (2-й)
Этот — ушки на макушке, (3-й)
Этот прячется в тенёк, (4-й)
Этот — маленький сынок. (5-й)