Возвращение диверсионной группы после отработки задания.
При планировании засады прорабатываются вопросы возвращения ЗГ на базу. Намечается основной маршрут эвакуации, а при возможности и запасной. Помимо этого ЗГ может быть вынуждена вернуться на базу, не выполнив боевой задачи. Причин для этого может быть много.
Например, группа сама попала в засаду или на минное поле и понесла потери. Или группа получила важные документы, пленных или образцы вооружения, доставка которых на базу важнее, чем организация засады.
Или на пути к месту группа получила информацию, которая заставляет отказаться от осуществления первичного плана. Например, уточненные разведданные свидетельствуют об изменении маршрута объектом засады либо его значительной огневой мощи, что не предусматривалось первоначальным планом.
В общем, причины могут быть разными. Важно то, что у группы должен быть план для внезапного (внепланового) возвращения. Некоторые командиры пренебрегают разработкой планов непредвиденного возвращения. В результате принимать решения приходится в спешке, зачастую в условиях тяжелого боя, вместо того чтобы действовать по разработанному сценарию. Важно также, чтобы личный состав имел представление о планах эвакуации. Ведь в ходе выполнения задачи командир может быть выведен из строя или некоторые члены группы могут отбиться от основного отряда.
Попавшая в засаду группа может выходить из-под натиска путем просачивания пешим порядком, однако такая тактика применяется редко и только в крайнем случае в условиях леса или плохой видимости (ночью). Дело в том, что распыление сил отряда может привести к его уничтожению по частям и пленению отдельных бойцов. В этом случае очень важно, чтобы каждый знал о месте сбора.
В большинстве случаев вывод засадных групп производится вертолетами или на боевой технике. При эвакуации вертолетами ЗГ должна передать точные координаты своего нахождения и сведения о наличии мест для посадки. Возможно, для этого группе придется переместиться к удобному плацдарму, что в очередной раз подтверждает необходимость знания места проведения операции. В условиях плохой видимости может потребоваться отметить место посадки с помощью
костров, фонарей или осветительных ракет.
Если группа ведет бой с сильным противником, ей может понадобиться огневая поддержка боевых вертолетов. В этом случае важно точно указать авиации место расположения самой группы, чтобы избежать попадания под обстрел своих ракет. Кроме того, необходимо указать вертолетам местонахождение огневых точек противника и удобный курс захода вертолетов на посадку.
При ведении радиопереговоров с базой следует учитывать, что противник может их прослушивать и даже вмешиваться в них, что часто имело место во время ведения боевых действий в Чечне. Поэтому обязательно использование паролей, отзывов, шифров и соблюдение иных правил ведения радиообмена. Причем если вначале переговоры ведутся с базой, то после вылета вертолетов группа получает радиоданные для работы с авиацией и в дальнейшем координирует
их действия напрямую. По прибытии вертолетов по радиосредствам происходит обмен паролем и посадка транспортных вертолетов на обозначенную площадку под прикрытием вертолетов огневой
поддержки или штурмовой авиации.
К моменту подлета авиации необходимо, чтобы вся группа была готова к быстрой погрузке и расположена компактно в районе посадки, поскольку любая задержка опасна не только для бойцов, но и для вертолетов. В первую очередь на борт поднимаются раненые и убитые,
захваченные документы и образцы вооружения. Пленные берутся с собой только в том случае, когда они представляют особую ценность, и не в ущерб собственным бойцам (например, при перегрузке). В противном случае они уничтожаются на месте.
Одновременно группа прикрытия (которая садится в вертолет в последнюю очередь) должна до последнего момента эффективно прикрывать погрузку. В группе прикрытия должны находиться
снайперы и пулеметчики, которые постепенно оттягиваются назад, не задерживая отлет. Последним в вертолет садится командир, который обязан проконтролировать, чтобы никто не остался. После того как последний боец занимает место в вертолете, командир группы дает
команду экипажам на взлет.
В 1984 году в Афганистане в районе Джелалабада специальная группа советских войск проводила операцию. В ходе завязавшегося боя с превосходящими силами моджахедов командир отряда принял решение отойти к вертолетам и вернуться в пункт постоянной дислокации. Отход
совершался в спешке, личный состав при посадке в вертолеты командиром не был проверен, и только по прибытии в пункт постоянной дислокации им было обнаружено, что нет одного командира группы и четырех разведчиков.
Организованный поиск личного состава результатов не дал. Только на третьи сутки удалось найти за кишлаком в промоине тела погибших в неравном бою разведчиков.
Отлет всей авиагруппы из района эвакуации производится только после подъема последнего вертолета. Все это время остальные вертолеты своим огнем стараются подавить огневые точки противника и прикрывают отстающие подразделения.
В случае планового возвращения группы к месту базирования эвакуация обычно проходит в более спокойной обстановке, но без лишних задержек. При планировании числа эвакуационных транспортных средств следует учитывать, что отряд может «потяжелеть» после проведения засады. Вес израсходованных боеприпасов может с лихвой компенсироваться весом захваченных пленных, трофейного оружия и боеприпасов.
Группа может эвакуироваться в той же точке, в которой происходила высадка, но такой способ весьма опасен. Впрочем, может оказаться, что в данном конкретном районе более подходящего места нет. В таком случае и экипажи вертолетов, и разведдозор ЗГ должны принимать меры
безопасности при подходе к месту эвакуации (впрочем, как и к любому другому месту). Для эвакуации может быть назначено другое место.
Но, поскольку эвакуация группы не требует такой скрытности от ЗГ, как выдвижение к месту засады, допускается посадка вертолетов в непосредственной близости от места проведения операции либо непосредственно на него. Тем более если необходимо загрузить большое
количество захваченного груза, а личный состав утомлен или имеются потери.
Для эвакуации ЗГ применяется также боевая техника. В наибольшей степени этот способ находит применение, когда по некоторым причинам действия авиации ограничены или невозможны (плохие условия для полетов, сильная ПВО противника в заданном районе). При эвакуации группы наземной техникой применяются практически те же способы и хитрости, что и при эвакуации вертолетами. Здесь также возможен подход техники прямо на место засады для погрузки.
Осложняющим фактором могут быть действия противника — засада на пути движения бронетехники, подрыв на минах. Ведь прогнозировать маршрут движения механизированной колонны проще, чем авиации. Основная же опасность (опять же из афганского опыта) поджидает
бронеколонны при возвращении по тому же пути, по которому она выходила с базы. Это может быть простое минирование, а может быть и полноценная засада. При этом злую шутку может сыграть фактор расслабленности после успешной операции. Поэтому при планировании
эвакуации в последующем нужно намечать несколько маршрутов и поддерживать боеготовность до момента возвращения в место постоянной дислокации.
Вывод ЗГ может осуществляться на бронетехнике, а возвращение — вертолетами. И наоборот. Возможно, что при успешном уничтожении засадной группой колонны противника будет захвачена
неповрежденная техника противника. Она также может быть использована для движения в составе колонны. Однако изначально планировать возвращение только на трофейной технике — такую
самонадеянность может позволить себе только Голливуд.
Естественно, ЗГ может возвращаться пешим порядком.