🚀 Как ЗАПОМИНАТЬ словарные СЛОВА
Методы звуковых и графических ассоциаций.
Все началось с книги Матюгина И. Ю. "Как запоминать словарные слова", прочитала её, статьи других авторов, воодушевилась, и началась работа. Дело в том, что в данной книге даются примеры запоминания больше сотни слов, но для начальной школы совсем мало.
Надо сказать, что и раньше я внимательна относилась к словам.
Мои ученики никогда не ошибались в слове "урожай", потому что в него "спряталась", пардон, рожа =>
У😬Й
Из указанной книги узнала, что именно шокирующая❗, необычная ассоциация/ситуация - лучший помощник для запоминания чего угодно.
Однажды на уроке русского я начала мыть цилиндрической формы пенал, предварительно налив туда шампунь:
ПЕНАл помыли ПЕНой 🛁
На другом уроке, нарисовав на листе обЛАКа, предложила ученикам раскрасить их ЛАКом (вот они помучились, гадая, зачем учитель просит принести лак для ногтей, ненужный маме.
🌤☁ ☁ ОБ💅А
Мы быстро сообразили, что МАЛина состоит из МАЛеньких частичек.
А ещё вспомнился пёс, которого подарили моему ребёнку: собака как собака, но почему-то с соской. .
Так и запомнили: "СОбака СОсёт СОску".
В общем, всё это достаточно весело, но, надо сказать, и напряжённо: придумывать ассоциации нелегко. Я "заразила" идеей запоминания слов некоторых коллег, и мы уже вместе стали искать удачные фразы. Ну и, конечно, привлекали детей, а они - родителей. (А для кого всё это?)
Итак, для запоминания слов используем
ГРАФИЧЕСКИЕ ассоциации.
Здесь прямо в слове обыгрываем букву, которую нужно запомнить:
ябл🍏к🍏 или ябл👁 (око - глаз);
ФОНЕТИЧЕСКИЕ (звуковые) ассоциации - придумываем фразу и, желательно, обыгрываем (показываем, рисуем) ситуацию, где часть слова из фразы выделяет фонему, которую нужно запомнить:
Язык Яркий 👅;
КОМБИНИРОВАННЫЙ метод предполагает одновременно наличие картинки и удачной фразы для запоминания.
Он самый оптимальный на мой взгляд. Визуалы запомнят картинку, аудиалы - фразу, а кинестетики, рисуя, вырезая, мастеря ситуацию, тоже работают над запоминанием.
Например, изучая словарное слово ПЛАТОК, ученики узнали о его происхождении (плат - кусок материи), вырезали из листа бумаги «платок» и разукрасили на свой вкус так, чтобы подходил к платью (тоже от слова «плат») учителя 😊 :
(👒)👗 ПЛАТок к ПЛАТью
Почему меня не устраивали только визуальные, графические ассоциации?
Картинку не всегда имеешь под рукой, а ЗАПОМИНАЛКА - удачная созвучная ассоциация, глядишь, и всплывёт в памяти.