НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ШРЕЙБЕР – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ МИН И ТРАЛОВ
Часть 8
Общая оценка деятельности Н.Н. Шрейбера.
В своем стремлении возродить мощь Российского флота Н.Н. Шрейбер был не одинок, а выступал как член команды, решавшей эту задачу в государственном масштабе, внося свою лепту в успех дела.
В годы между русско-японской и 1 мировой войнами Российский флот активно возрождался прежде всего на Балтийском море. Ведущую роль в восстановлении Балтийского флота в этот период сыграл адмирал Н.О. Эссен, возглавивший в 1909 г. Морские силы Балтийского моря. Вокруг него образовалась блестящая плеяда морских офицеров, к числу которых относился и Н.Н. Шрейбер. Каждый из них в своей области способствовали превращению русского флота в мощную военную силу, например: в области связи - А.И. Непенин, в артиллерийском деле - М.А. Кедров, в деле траления - П.П. Киткин, в минном деле - Н.Н. Шрейбер.
В деле использования мин заграждения, в отношении их качества и искусства постановки к 1914 г. Российский флот вышел на передовые позиции в мире. Неоценимая заслуга в этом принадлежит Н.Н. Шрейберу. В представлении к производству его в чин капитана 1 ранга, подписанном начальником Минного отдела ГУК, и в прилагаемой к нему выписке из годового отчета за 1910 г. по минной части Действующего флота Балтийского моря отмечалось: "капитану 2-го ранга Шрейберу флот обязан созданием всевозможных образцов мин заграждения и тралов. Благодаря его энергичной деятельности в этой области дело мин заграждения и траления стоит на высоте совершенства и упреждает предлагаемые заграничные образцы... Мины заграждения образца 1906, 1908 и 1909 гг., устройство приспособлений для сбрасывания мин, трюмов и складов для хранения, правила обращения, хранения и постановки мин – всецело созданы капитаном 2-го ранга Шрейбером. Заслуга его громадна" Перед войной Н.Н. Шрейбер, совместно с лейтенантом С.А. Калчевым (болгарин на службе в Российском флоте, минный офицер заградителей «Амур», «Онега». старший минный офицер заградителя «Нарова»; погиб в конце 1915 г. на подводной лодке "Акула", вышедшей на пробную минную постановку), создали свободно плавающую под поверхностью воды мину Калчева-Шрейбера (мина П-13). Мина прошла успешные испытания за год до начала войны (в мае 1913 г.). Полученные результаты показали, что необходимо безотлагательно приступить к составлению чертежей и массовому производству таких мин, предварительно выполнив небольшие работы по их усовершенствованию. В июне того же года, с подачи своего помощника по оперативной работе А.В. Колчака, оценившего боевые возможности новой мины, адмирал Эссен обратился к начальнику Морского генерального штаба (МГШ) князю А.А. Ливену с просьбой: рассмотреть вопрос о снабжении флота свободноплавающими минами в количестве: 10 штук для каждого эскадренного миноносца типа "Новик" и 50 штук - для каждого минного крейсера, что в сумме составило бы порядка 670 мин. Вопрос был решен положительно и Балтийский судостроительный и механический завод в Петрограде изготовил к 1916 г. 1450 мин П-13. Однако характер действий противоборствующих сторон на Балтике не вызвал необходимости в их практическом использовании.
С началом войны стало очевидным, насколько плодотворным был огромный труд Н.Н. Шрейбера в 1907-1914 гг. по руководству минным делом в МТК, ГУК других организациях морского министерства, по изобретению и созданию основных образцов минного оружия.
Следует отметить, что Британское Адмиралтейство высоко оценило качество русских мин и искусство их постановки, что заставило его в сентябре-октябре 1915 г. обратиться в Морской генеральный штаб России с просьбой прислать чертежи и образцы мин, правила их постановки, а также командировать в Англию специалистов-минеров рядового и офицерского состава. Эта просьба была удовлетворена.
Если в предвоенные годы ярко проявился талант Н.Н. Шрейбера как изобретателя и создателя новых образцов минного оружия, то в годы войны он выступил как прекрасный организатор постановки минных заграждений на Балтийском и Черном морях. С началом войны (02.08.1914 г.) приказом морского министра адмирала И.К. Григоровича капитан 1-го ранга Шрейбер был назначен заведующим делами о минах заграждения и тралах на правах начальника отдела.
Слабость корабельного состава Балтийского флота по сравнению с германским флотом Н.О. Эссен нейтрализовал блестяще организованными и успешно проведенными заградительными операциями в 1914 -1915 гг., в том числе активными минными постановками на германских коммуникациях. Весьма существенную роль в минно-заградительных операциях в Балтийском море сыграл капитан 1 ранга Шрейбер. "Он принес громадную пользу в текущую войну. Я видел его непосильную, бескорыстную, высокочестную работу в начале войны, когда он, или совсем не спал круглые сутки, или отдыхал на ходу, в моторе, в приемной, в ожидании доклада... Николай Николаевич даже заболел от переутомления", - так характеризовал деятельность Н.Н. Шрейбера начальник МГШ адмирал А.И. Русин в письме командующему Черноморским флотом вице-адмиралу А.В. Колчаку от 20.09.1916 г.
Назначенный летом 1916 г. командующим Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак поставил задачу: ограничить активность германских подводных лодок, крейсеров "Гебен" и "Бреслау" на русских коммуникациях в Черном море. По его расчетам для постановки минных заграждений у Босфора требовалось 2000 мин, а в наличии было только 400. Он убедил морского министра в безотлагательности восполнения дефицита мин и затребовал опытного специалиста-минера. В Севастополь был направлен Н.Н. Шрейбер, который участвовал летом 1916 г. в минно-заградительных операциях у Босфора и у болгарского порта Варна. На минных заграждениях погибло несколько немецких подводных лодок, после чего германо-турецкий флот, опасаясь мин, прекратил выходы в Черное море. Следует отметить, что за первое полугодие 1916 г. от нападений неприятельских кораблей, прежде всего германских подводных лодок, погибли 30 транспортов Черноморского флота. После постановки минных заграждений до конца 1916 г. погиб лишь один транспорт. Н.Н. Шрейбер разработал малую противолодочную мину «Рыбка». А.В. Колчак выдал заказ на срочное изготовление 9000 этих мин. Командующий флотом А.В. Колчак не преминул отметить в отчете о деятельности Черноморского флота, что «огромную помощь принес капитан 1-го ранга Шрейбер».
Заслуги Н.Н. Шрейбера в годы войны были отмечены орденом Св.Владимира 3-й степени с мечами и офицерским крестом французского ордена Почетного легиона. Его назначили «генералом для особых поручений по технической части» при командующем Черноморским флотом, а 28.07.1917 г. за отличие по службе произвели в «генерал-майоры по флоту».
Но уже через три месяца прервалась его полезная и успешная служба на благо России: после Октябрьской революции Н.Н. Шрейбер был уволен из рядов флота.
Будучи человеком энергичным и деятельным, он не мог сидеть без работы. Уже 27.01.1918 г. он создает «Товарищество (артель) свободных минных специалистов» и занимается в порядке частного предпринимательства, изобретением и изготовлением в своей мастерской (при квартире, где он жил с семьей) речных тралов новых конструкций. С июля 1918 г. Николай Николаевич начал активно сотрудничать с Народным комиссариатом по морским делам в качестве консультанта ГУК по минному делу. Ему было разрешено разрабатывать чертежи, изготавливать разные части тралов и миноотводителей (фор-тралов) и производить испытания у себя дома в мастерской (по адресу: Васильевский остров, 4-я линия, д. 5, кв. 21), а также на Неве и взморье.