📚В каких семьях вырастают читающие дети❓
В сражениях за детское внимание книги📚 редко побеждают игрушки,🚁 планшеты 📱и мультфильмы, однако воспитать в семье читателя все же можно.
В Международный день детской книги, 📖который отмечается 2 апреля, своими профессиональными секретами с нами поделилась главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Наталья Малахова.
📕Для первого чтения выбирайте книги с сюжетом
Первые книги ребенок получает примерно в полгода. И довольно быстро понимает, что с ними делать: их надо листать.📖 Малыш воспринимает книги как очередную игрушку, и если родители дальше не вмешиваются, то он будет листать их и в четыре, и в пять, и в шесть лет. 😉
Полезная для ребенка книга, на мой взгляд, должна быть с сюжетом, пусть несложным, понятным малышу. 👶Тогда, слушая чтение и рассматривая иллюстрации, он учится связывать одно состояние героя, одно событие его жизни с другими, то есть выстраивает временные и причинно-следственные связи. Такие книги помогают детям развиваться эмоционально и интеллектуально.🎓
📗Не гонитесь за сложными книгами
Примерно до 5 лет ребенок понимает и говорит о том, что происходит здесь и сейчас. Такая ситуативная речь опирается на собственный опыт и только лет с 6 дети могут оценить создаваемые писателями миры, 🌄в более раннем возрасте у них произойдет путаница в голове. 🙃
📘Не хвалите за прочитанные страницы
Когда ребенок начинает читать сам, хвалите его не за количество страниц, а за внимательное чтение. Спрашивайте, о чем он прочитал, что ему понравилось, а что – нет.
Я знаю одну школу в Болгарии, где дети с первого класса на перемене сидят с книжками. 📖Как это получилось? Кто-то один принес книгу и сел ее читать на перемене. Учительница похвалила ребенка👧 при всех и попросила рассказать о прочитанном. К концу года практически все дети носили с собой книжки на перемену. Они с удовольствием читали и делились тем, что узнали.
📙Ищите подход и учитывайте возраст
У подростков нежелание читать – почти необратимый процесс. ☹Нужен либо выдающийся учитель, либо модная книга, которую «круто»🤘🏻 прочитать. С маленьким ребенком все иначе: тут важно, как именно вы читаете.
Ребенок может сидеть рисовать ✏или лепить из пластилина 🐰и слушать, 👂🏻как вы читаете ему. Можно в эту книжку потом играть, рисовать персонажей, 🦁🐯проигрывать сюжет с помощью кукол, – все это пробуждает интерес и облегчает понимание прочитанного.
📓Не заменяйте печатные страницы аудиокнигами📱
Качественное чтение требует тишины, спокойствия, сосредоточенности, чтобы не только поверхностно ухватить сюжет, но понять, продумать, пережить прочитанное, чтобы опыт автора стал и твоим.
📔Не воюйте с комиксами
Мое поколение выросло на «Приключениях Мурзилки» и «Приключениях Самоделкина и Карандаша». 📖Это были странички, где на картинку отводилось по 2-3 слова. На них училось читать целое поколение детей, ничего плохого в них нет. Сейчас таких книжек тоже очень много. И если эта картинка не пролистывается, а именно рассматривается, к ней читают подписи, тогда это прекрасно.
В библиотеку нужно и можно приводить малышей👫
Если в библиотеке есть залы с книжками-игрушками, туда можно приводить детей с полутора-двух лет. 👶Пусть сами выбирают себе книги. Конечно, если ребенок испытывает затруднения или обращается за помощью, ему обязательно надо подсказать, направить. 📗