Как Бурятия спасла тысячи солдат во время Великой Отечественной войны
"Победу мы выиграли ранеными" – это слова маршала Константина Рокоссовского. Он в полной мере отдавал дань не только фронтовикам и труженикам тыла, всеми силами поддерживавшим армию, но и тем, кто возвращал в строй бойцов, уже прошедших испытание войной. За годы ВОВ врачи вернули на фронт почти 18 млн (!) солдат и офицеров с боевым опытом
В связи с тяжелой обстановкой на фронтах значительную часть госпитальной коечной сети пришлось развертывать в тылу страны. В кратчайшие сроки под эвакогоспитали в Улан-Удэ были переоборудованы более 50 зданий. За годы войны в госпиталях Бурятии было пролечено более 30 тысяч раненых и больных, проведено более 16 тысяч операций. Вернулся в строй каждый третий, поступивший на лечение солдат. Каждому второму была восстановлена трудоспособность. Общий коечный фонд составлял с начала формирования 3700 коек, к 1943 году был увеличен до 4400 коек.
Имя города Улан-Удэ навечно вписано в «Книгу городов Победы». Примечательно, что в этом документе, кроме заслуг на трудовом фронте, в мужестве народа при создании тылового и контратакующего значения подчеркнута исключительная роль Улан-Удэ в спасении бойцов, возвращении их в строй, к нормальной жизни. Город выделен как «столица эвакогоспиталей».
В годы войны с фашистами Бурятия находилась в глубоком тылу. Сюда, как и в другие удаленные регионы, везли раненых. Бойцов с легкими ранениями лечили в прифронтовых госпиталях и медсанбатах. В Бурятию же везли солдат с тяжелыми ранениями и нуждающихся в длительном лечении. Соответственно, требовался высокий уровень медицинского обслуживания. В эвакогоспитали Бурятии ехали лучшие врачи из других регионов. В это же время здесь активизировалась подготовка медицинских кадров, создавались санитарные дружины, сформированы два санитарных поезда, на курсах были подготовлены и отправлены на фронт сотни медсестер. Многие из них погибли, спасая жизни других.
В отличие от других регионов, к притоку раненых в ВОВ Бурятия была подготовлена намного лучше. Еще до начала войны наши врачи приняли «боевое крещение», когда бойцов везли из Монголии с боев на Халхин-Голе. Напомним, что еще раньше, во время Русско-японской войны в 1904 году, сама Государыня Мария Федоровна направила в Бурятию, в Танхой, мобильный барачный лазарет для лечебных учреждений во время войн и эпидемий. Затем с 30 июля по ноябрь 1939 года в г. Улан-Удэ действовал военный эвакогоспиталь для раненых, прибывавших с района вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол. Тогда мало кто предполагал, какая мощная кузница для пополнения армии будет заложена в Бурятии.
С началом ВОВ под эвакогоспитали в короткое время были переоборудованы самые лучшие на то время помещения многих учреждений, школ, техникумов, оснащены специализированные кабинеты. К 1945 году только в Улан-Удэ было 14 эвакогоспиталей, число медицинских работников составляло около полутора тысяч человек. Причем 14 – это общее количество, хотя некоторые включали целые комплексы: от семи и более строений. Кроме того, эвакогоспитали находились в Кяхте, Бабушкине, Заиграево, Кабанске, Каменске, Танхое и других поселениях.
Годами лечение велось в сверхштатном режиме. За время войны в наших эвакогоспиталях были впервые сделаны уникальные операции по передовым на то время методикам, разработаны и успешно внедрены новые системы лечения.
Успешное лечение воинов вряд ли было возможно без всесторонней помощи со стороны населения республики. Повсеместно было организовано шефство районов, организаций, школ над эвакогоспиталями. Горожане и жители близлежащих сел принимали активное участие в организации госпиталей, приносили мебель, белье. Благодаря их заботам в палатах было по-домашнему уютно. Колхозники доставляли свежие овощи, мясо, молоко и другие продукты.
Каждый госпиталь был закреплен за крупным учреждением, колхозом, совхозом, предприятием. Организации, взявшие шефство над госпиталями, были следующие: коллектив Спецторга, Треста столовых, Бурмонголлес, Мелькомбинат, Лесозавод, Пивзавод, Буркоопсоюз, Госбанк, Управление связи, Леспромхоз и многие другие. Шефы организаций, студенты и школьники помогали ухаживать за ранеными, писали письма их родным и близким, проводили концерты и лекции, читали книги. Труженики города, в то время в основном старики, женщины и подростки, отдавали свою кровь, между сменами и по выходным дням выезжали на лесозаготовки, разгружали вагоны с углем и дровами для обеспечения теплом госпитальных зданий, помогали стирать белье, чинили и штопали одежду.
Для работы в госпиталях были мобилизованы лучшие медицинские кадры республики. Наиболее опытные из них – В.Н. Ильков, работавший до войны главным врачом областной (Республиканской клинической) больницы, врачи Б.Б. Батуев, Н.П. Бец, В.К. Белоусов, Е.М. Никифорова и многие другие.
Хирургическую службу возглавил старейший хирург Бурятии, кандидат медицинских наук, бывший главный врач областной (Республиканской клинической) больницы Э.Р. Раднаев, который за самоотверженный труд в годы войны был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Работая врачом-окулистом в эвакогоспиталях, располагавшихся в двух лечебных корпусах – школах № 1 и 29, Екатерина Михайловна Никифорова провела более 700 успешных операций. При этом 215 были сделаны впервые в Сибири и на Дальнем Востоке с применением тканевой терапии, что позволило вернуть зрение безнадежно больным бойцам. В 1930 году Е. М. Никифорова прошла специализацию врача-окулиста в Ленинграде и стажировку у академика Филатова в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны заведовала глазным отделением эвакогоспиталя в Иркутске, а затем переехала в Бурятию.
Врачи и медсестры были настолько искусны, а послеоперационные лечение и уход так умело и четко организованы, что умирало всего 0,1-0,2 %. Умерших от ран бойцов хоронили на кладбищах города.
Из отчета Наркомздрава БМАССР в конце 1945 г.: «...поступило раненых 30968, из них с ВСП — 27215 и из лечебных учреждений (внутренняя реэвакуация) — 3753 человека. Из них возвращено в часть 9582 человека (35,2%), направлено в дома отдыха и санатории 114 человек (0,4%), уволено в отпуск 462 человека (1,7%), уволено из Красной Армии временно (с переосвидетельствованием через 3-12 месяцев) и вовсе (снято с учета) — 16926 человек (62,2%), умерло 114 человек (0,4%)...».
С окончанием ВОВ на Западе война на самом деле не закончилась. Когда фашистская Германия капитулировала, милитаристская Япония продолжала военные действия. Бойцы, закаленные в сражениях с фашистами, перенаправлялись на Восток, чтобы окончательно положить конец войне. Здесь, в Забайкалье и на Дальнем Востоке, создавался военный потенциал для отражения агрессии. Часть из них составляли солдаты, восстановившиеся после ранений. В эвакогоспиталях война продолжалась еще дольше. Шла борьба за спасение жизней и здоровья бойцов.
С учетом огромной роли эвакогоспиталей в спасении жизни, восстановлении здоровья раненых солдат и офицеров, а также в целях увековечивания трудового подвига медиков республики в годы войны здания, где размещались лечебные корпуса эвакогоспиталей, в 1983 году были приняты под государственную охрану как памятники военной истории. В городе Улан-Удэ это школы № 1 (эвакогоспиталь № 945), 2 (эг.942), 3 (эг. 946), 4 (эг. 939), 20 (эг. 940), 29 (эг. 945), 42 (эг. 943), межшкольный учебно-производственный комбинат Советского района (эг. 1487), корпуса Бурятского государственного универститета (по ул. Сухэ-Батора, 6 – эг. 942 и Октябрьская, 20 – эг. 938), гостиницы «Байкал» (эг. 946), республиканская клиническая гинекологическая больница на пр. Победы (эг. 1486), детская школа искусств № 1 им. Л.Л. Линховоина (эг. 1486), межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия (эг. 1435), в городе Бабушкин – здание школы № 56 и детского сада (эг. 1943).